Суббота, 20.04.2024
КДМ
Навигация
Что нового?
Новости Свердловской магистрали [23]
Новости "РЖД" [30]
Зарубежные дороги [4]
Другие новости [10]
Местные новости [2]
Наш опрос
Кто больше виноват в событиях в Украине?
Всего ответов: 113
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама

changemoney.me

changemoney.me

Главная » 2011 » Октябрь » 17 » Останутся ли начальники дорог у власти
21:51
Останутся ли начальники дорог у власти


Систему управления на железных дорогах необходимо оптимизировать
Автор: Александр Красковский, директор НИИ управления качеством на ж. д. транспорте, профессор
Фото: Сергей Родин

В соответствии с планом реформирования на пилотных дорогах реализуют процессный подход. Но единой методики его внедрения нет, поэтому и результаты неоднозначны. 

Процессы всегда присутствовали в эксплуатационной работе, но они описывались фрагментарно, на уровне технологий, без должного указания связей с управлением и ресурсным обеспечением. Управление ими осуществлялось примерным обозначением круга обязанностей руководителей. 

Поэтому воздействие на процессы осуществлялось не столь точечно, как предполагает системный подход. В его рамках процессы подлежат обязательному документированию и регламентации. Но написать 150 регламентов на разные процессы без единой связывающей их модели недостаточно. 

Необходим общий регламент, а все частные регламенты должны из него вытекать. Процессный подход предполагает назначение владельца, руководителя и участников процесса. В нашем случае собственник (государство) доверяет владельцу на определённых условиях распоряжаться ресурсами для достижения целей, которые он перед ним ставит. 

Главной организационно-технологической ячейкой отрасли является дорога. Был ли её начальник владельцем единого технологического процесса (ЕТП) до реформы? И да, и нет. Да, поскольку дороги зарабатывали деньги, часть из них возвращалась из МПС на дороги для погашения эксплуатационных расходов, для капитальных вложений и развития. Причём начальник дороги имел право распределять средства так, как он считал нужным. Дороги как юридическое лицо имели право зарабатывать самостоятельно, без отчислений в министерство, в рамках подсобно-вспомогательной деятельности. 

Но общий объём средств, необходимых для деятельности дороги, определяло в итоге МПС, хотя и по согласованию с её начальником. Некоторые дороги в приоритетном порядке получали больше средств, чем зарабатывали. Например, линия Санкт-Петербург – Москва всегда требовала большего внимания, поэтому Октябрьская магистраль часто находилась на дотации других дорог. 

И всё же в целом начальник дороги был владельцем ЕТП. Сейчас же с обособлением видов деятельности ресурсы направляются в дирекции и их региональные подразделения, минуя руководителя дороги. За ним осталось административное право перераспределять перевозочные ресурсы в соответствии с суточными планами. Правда, инфраструктура, как ключевой ресурс, пока не выведена из подчинения начальника дороги. Если это произойдёт, то ЕТП останется без владельца и без руководителя. 

Чтобы включить регламентный способ управления, были приняты меры к ослаблению административного ресурса начальников дорог. Пока регламенты не работают, начальники дорог и их первые заместители используют оставшиеся рычаги влияния. Но у них ресурсов даже в оперативном подчинении остаётся всё меньше. Так, передача вагонов в руки других собственников привела к их искусственному дефициту. 

Сегодня парк насчитывает свыше 1 млн единиц, грузят в них на 70% меньше, чем 25 лет назад, а вагонов под погрузку не хватает. Из-за увеличения доли порожнего пробега с 24 до 41% выросли заторы на путях, снизилась пропускная способность. Большой риск дестабилизации перевозок содержит выведение локомотивной тяги и инфраструктуры из-под непосредственного руководства начальника дороги. Как известно, у кого ресурсы, тот и управляет. Инфраструктура и тяговый подвижной состав, как стратегические ресурсы перевозок, перейдут в подчинение соответствующих дирекций. 

А планирование перевозок и оперативное управление ими осуществляет Дирекция перевозок. В условиях обособления дирекций между ними неизбежно состязание за первенство. Оно не пойдёт на пользу делу и в конечном итоге потребует восстановления единоначалия.

В условиях растущего износа технических средств и недофинансирования отрасли постоянно приходится искать компромисс между бизнесом (перевозкой) и безопасностью движения. Раньше ответственность за это брал на себя начальник дороги или отделения. 
А кто в новой структуре возьмёт её на себя? Слишком велика оперативность и ответственность руководителей, чтобы отказаться от такого мощного рычага управления, как единоначалие на дорожном уровне, где осуществляется погрузка, выгрузка, переработка, транзит и обеспечение их перевозочными ресурсами. 

Считаю, что в настоящее время альтернативы единоначалию, кроме аморфной координации, нет. Реставрация полномочий владельца процесса на дороге является насущной потребностью в обеспечении бесперебойности единого технологического процесса. Новый статус начальника дороги (или руководителя Центра технологического и корпоративного управления, но не координации!) должен в большей мере базироваться на управлении процессами, а не подразделениями. 

В этом случае охваченными станут и горизонтальные связи, которые раньше не были в поле внимания первых руководителей дорог. Поскольку в ОАО «РЖД» уже много структур имеют свои вертикали управления, недостаточно согласованные между собой, то целесообразно внедрить процессное управление в масштабах всей компании.

16.10.2011
Категория: Новости "РЖД" | Просмотров: 912 | Добавил: kas623 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Поздравления
booze
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Мини-чат
Друзья сайта
  • Обмен электронных валют
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Инструкция по обмену WM
  • «WebMoney.Антивирус»
  • Deposit Files
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz