Холдинг «РЖД» должен стать источником устойчивого развития всей
российской экономики. И реализация этой задачи во многом определяется
переходом к оптимальному управлению по видам бизнеса, совершенствованием
организационной структуры и системы управления ОАО «РЖД» и его дочерних
компаний.
Созданные функциональные филиалы – Центральная дирекция управления
движением, Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, Центральная
дирекция по ремонту пути, Центральная дирекция по управлению
терминально-складским комплексом и ряд других – прошли этап становления,
устойчиво работают и начинают доказывать обоснованность проведённых
преобразований.
В этом году правление ОАО «РЖД» приняло решение о завершении
формирования эксплуатационной вертикали управления комплексом
локомотивного хозяйства. Для этого была проведена работа по формированию
бюджета филиала, в ходе которой был учтён перевод дирекций тяги дорог в
его состав в виде структурных подразделений. С 1 ноября все
региональные дирекции перешли в состав Дирекции тяги. Локомотивный парк с
баланса дорог передаётся на баланс филиала.
Со второго полугодия 2011 года начали свою хозяйственную
деятельность три дочерних общества – ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3, созданные на
базе Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов. Одна из основных
целей преобразования – дальнейшее развитие рынка ремонта грузовых
вагонов за счёт повышения уровня конкуренции и качества предоставляемых
услуг. Концепцией реформирования вагоноремонтного комплекса ЦДРВ и
создания на её базе дочерних обществ предусмотрено сохранение в
собственности ОАО «РЖД» пакета акций ОАО «ВРК-1» размером более
контрольного и не менее блокирующих пакетов акций ОАО «ВРК-2» и ОАО
«ВРК-3». Создание дочерних обществ ОАО «РЖД» в сфере ремонта грузовых
вагонов позволит обеспечить долгосрочные потребности железнодорожного
транспорта в плановых видах ремонта грузовых вагонов, повысить
экономическую эффективность комплекса, поднять на новый уровень
безопасность перевозочного процесса и в конечном итоге сформировать
условия для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов.
В прошлом году на сети ОАО «РЖД» началось создание дорожных
дирекций инфраструктуры. Инфраструктурный комплекс ОАО «РЖД», выделенный
в отдельную Дирекцию инфраструктуры, уже сегодня стал крупнейшим
подразделением компании. В него вошли такие комплексы, как путевой,
электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, часть
вагонного хозяйства и ряд объектов технологического и коммунального
назначения. Тем не менее формирование Дирекции инфраструктуры ещё не
завершено – не так просто за один год объединить, наладив между ними
теснейшие контакты, около 800 структурных подразделений с общей
численностью работающих более 270 тыс. человек. Сегодня полным ходом
идёт налаживание организации деятельности аппарата управления
Центральной дирекции инфраструктуры. Она формируется на базе
департаментов пути и сооружений, автоматики и телемеханики,
электрификации и электроснабжения, вагонного хозяйства, управления
объектов технологического и коммунального назначения. Частью дирекции
стало и Управление механизации, задачами которого являются определение
стратегии развития парка путевых машин и координация региональных
дирекций производственного блока.
Важнейшим элементом структурных преобразований в ОАО «РЖД» в
уходящем году стал также процесс создания 26 пригородных пассажирских
компаний с участием ОАО «РЖД», субъектов РФ и частных инвесторов. В
уставных капиталах компаний участвуют 26 регионов, а также 1
муниципальное образование –
г. Новосибирск. В целом в 2011 году весь объём общесетевых
перевозок пассажиров был выполнен 24 пригородными компаниями в 73
регионах страны. При этом семь из них приступили к работе только в этом
году.
В 2012 году структурная реформа в ОАО «РЖД» будет продолжена.