Транспортная
полиция отмечает перемены в интересах похитителей. Если прежде они
посягали на мелкую бытовую технику, то теперь их больше интересуют
дорогие автомобили.
В августе в Екатеринбурге газета «Гудок» и журнал
«РЖД-Партнёр» провели «круглый стол», участники которого обсудили
проблему сохранности грузов в пути следования, а также предложили ряд
мер, которые помогут снизить её остроту.
Притязательные воры
Хищение грузов, как рассказали сотрудники
Управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу,
явление сезонное. Многолетняя статистика подтверждает, что всплеск
такого рода преступлений характерен для весны, а пик их традиционно
приходится на лето. Тенденция сохраняется и в этом году. Однако к
августу было зарегистрировано на 29% преступлений больше, чем в
аналогичный период прошлого года. Полицейские подчёркивают: речь о
квалифицированных кражах, когда известны стоимость и количество
похищенного груза. И то и другое, между прочим, растёт – вор нынче пошёл
притязательный, запросы у него теперь гораздо выше.
«Свердловская железная дорога обычно сталкивалась с
кражей товаров народного потребления и бытовой техники, но в нынешнем
году похищают в основном автомобили. Недавно задержали группу лиц,
которые и занимались хищением автотранспорта. Делали они это с платформ и
из вагонов-сеток», – привёл пример начальник отдела по борьбе с
преступными посягательствами на грузы УТ МВД России по Уральскому округу
Руслан Заурбеков.
И кражи принимают всё более изощрённый характер. Те
же автомобили, как выразился Руслан Заурбеков, «раздевают» по пути
следования – разбирают буквально на запчасти. Недавно задержанные
преступники, например, «работали» исключительно с новыми иномарками, их
устройство они знали в совершенстве и снимали дорогостоящие детали за
считаные часы.
На стоящий поезд
Сезонное потепление, конечно, создаёт
благоприятные условия для тех, кто промышляет на железной дороге, и
ничего здесь не поделать. Однако, как отмечали участники «круглого
стола», порой сами работники магистрали облегчают задачу
злоумышленникам.
Как рассказал Руслан Заурбеков, в одном из случаев,
когда преступники разобрали автомобили, вагон простоял на станции 12
часов. И это был хвостовой вагон, что удобно для несанкционированного
доступа к его содержимому.
Задержки поездов часто возникают из-за того, что
«коллеги» вагонных воров похищают элементы железнодорожной
инфраструктуры – верхнего строения пути. «Чаще всего разоборудуют
дроссель-трансформаторы. Это приводит к тому, что поезда стоят, вот и
предпосылки для хищений. За полугодие время задержек поездов из-за
несанкционированного вмешательства в работу дороги увеличилось на 8%.
Были задержаны один пассажирский, 14 пригородных, а также 22 грузовых
поезда», – рассказал ведущий инженер Свердловского регионального центра
безопасности Сергей Исаев.
Региональный центр безопасности, полиция и
военизированная охрана совместно разрабатывают инженерно-технические
меры для предупреждения хищений. Но они не всегда оказываются
действенными, ведь современные преступники неплохо технически оснащены и
ухитряются выломать самые защищённые устройства и быстро скрыться.
Отработать в комплексе
Получается, что наиболее действенным вариантом
обеспечения сохранности грузов остаётся их сопровождение по всему
маршруту перевозки.
Но далеко не каждый груз подлежит сопровождению или
охране именно в пути следования, рассказал заместитель начальника
Свердловского ТЦФТО Дмитрий Козлов. Если это всё-таки предусмотрено, то
меры тоже могут быть разными. Автомобили требуют обязательного (и
постоянного) сопровождения проводниками и охраны, а, к примеру, бензин –
обязательного (но сменного) сопровождения и охраны силами ФГП «ВО ЖДТ
России».
Плюсом к этому собственник может застраховать груз,
но эта практика, по информации самих страховщиков, на дорогах не
распространена.
«Заставлять клиента обязательно страховать груз,
наверное, не совсем верно. У него своя экономика, он высчитал затраты и
расходы, оценил прибыль. Его действия или, на чей-то взгляд, бездействие
вполне могут быть оправданными, – сообщил директор Екатеринбургского
филиала ОАО «РЖД-Логистика» Андрей Рухлов. – Наверное, лучше бы исходить
из того, как мы охраняем грузы, какие предоставляем возможности для
страхования. Важно привести такие аргументы, чтобы клиент понял: такая
услуга полезна».
Вообще, по самым оптимистичным данным, на сети РЖД пока страхуется лишь 10% грузов (в европейских странах – до 90%).
«Важно понять: страхование приходит на помощь
собственнику груза, когда действующая система мер безопасности не
сработала, дала сбой. Мы же сегодня столкнулись с тем, что предприятия
не идут на страхование в целях экономии, надеясь на систему
безопасности. Или пытаются подменить её страхованием, что в корне
неправильно», – пояснил заместитель директора Екатеринбургского филиала
ОАО «ЖАСО» Алексей Кузнецов.
Как полагают участники «круглого стола», к
обеспечению сохранности грузов нужен комплексный подход. Только в этом
случае сохранность грузов при перевозке может стать одним из
конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта.