Одно из главных условий безотказной работы стрелок зимой – отсутствие снега или льда между остряком и рамным рельсом.
Проблема поддержания стрелок сухими и чистыми в зимние месяцы
решается уже не один десяток лет. Как правило, основным оружием в борьбе
со снежными заносами и наледью остаются пневмообдув или же, чаще всего,
обычная лопата.
Но сейчас им на смену пришла современная интеллектуальная система
управления обогревом стрелок, разработанная голландской фирмой Pintsch
Aben, которой и оборудуют 56 стрелок на станции Бискамжа.
– Новая технология уже опробована на Западе, в том числе на
магистралях, проложенных по предгорьям Швейцарских Альп, – говорит
начальник службы технической политики Вячеслав Иванов. – Красноярская
магистраль пока единственная за Уралом, где установят такую голландскую
интеллектуальную систему обогрева стрелок.
Станция Бискамжа в качестве опытного полигона выбрана не случайно.
Это одна из самых снежных станций на магистрали. В прошлом году здесь
выпало рекордное количество осадков – высота снежного покрова достигала
2,5 м.
Как пояснила инженер по организации и нормированию труда
Чульжанской дистанции пути Ирина Колыванова, ежесуточно на очистку
стрелок в горловинах станции привлекали до 16 человек. Однако в эту зиму
необходимость в ручном труде уже отпадёт.
– Система полностью автоматизирована и имеет собственную
метеостанцию, которая контролирует наличие снега, влажность и
температуру окружающего воздуха, – рассказывает Вячеслав Иванов. –
Обогрев стрелок включается, когда начинает идти снег, и работает до тех
пор, пока полностью не растопит снежные массы и не высушит все механизмы
стрелочного перевода.
Работа голландской «грелки» отражается не только на компьютере,
установленном у дежурного по станции, но и передаётся онлайн
специалистам службы техполитики Красноярской дороги.
– Такой подход даёт возможность вовремя заметить сбой в работе
системы и принять меры по его устранению, – поясняет Вячеслав Иванов.
Установка обогрева стрелок обошлась в 30 млн руб. Однако такие
затраты вполне оправданны. Ведь срок службы нового оборудования более 25
лет, а годовой экономический эффект – 10 млн руб.
– По программе следующего года у нас запланировано оснастить
голландскими «грелками» ещё 133 стрелки, – добавляет Вячеслав Иванов. –
Их поставят на станциях Лужба, Чарыш и Балыксу.