Корни этого праздника уходят ко времени массового развития
железнодорожной сети в России в конце ХIХ века.
В истории нашей страны император Николай
I обоснованно упоминается как «основатель железнодорожного дела в России». Ведь
именно при нем все и началось: и первая прогулочная железная дорога в Царское
село, и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы.
Кстати, Комитет министров той поры значительным большинством голосов
высказывался против строительства железных дорог в стране, и только
настойчивость и решительность Николая I способствовали принятию решения –
приступить к сооружению магистрали между российскими столицами.
Памятник
Николаю I в Санкт-Петербурге. На барельефе
памятника – железнодорожный мост инженера
Д.И.
Журавского в районе реки Веребья. Автор монумента – О. Монферран.
Скульптурная
композиция выполнена П. Клодтом.
Убеждение в правоте
своих суждений и понимание общественного значения железных дорог ясно
проявляются в словах, сказанных императором: «Мы терпим от избытка расстояний.
Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной
важности. И надеюсь, что потомство оправдает мое решение». Эти слова лучше
всего характеризуют его отношение к новому тогда железнодорожному делу.
Благодаря активному железнодорожному строительству к концу ХIХ в. протяженность
железных дорог России превысила 33 тыс. км.
Потомки в полной мере оценили заслуги царя-первопроходца в
прокладке стальных путей на неоглядных просторах Отчизны. В 1895 г. к 100-летию
со дня рождения Николая I были приурочены торжественные мероприятия: состоялся
праздник департамента железных дорог и управлений Царскосельской, Николаевской
и Варшавско-Венской железных дорог, т.е. тех, которые были созданы в период его
царствования. Служащим этих дорог были пожалованы «вензельные изображения имени
Императора Николая I на форму одежды». Одновременно красивыми вензелями
украсили локомотивы и пассажирские вагоны перечисленных дорог. К этой же дате
на Петербургском и Московском вокзалах установили прекрасные мраморные бюсты
императора Николая Павловича (убраны после 1917 г.).
Через год приказом №68 от 9 июля 1896 г. министра путей
сообщения князя М. И. Хилкова «по высочайшему повелению» в честь дня рождения
императора, «державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации
железных дорог в России», устанавливалось ежегодное празднование всеми центральными
и местными учреждениями, заведывавшими железными дорогами в России. Вот она
дата отсчета всероссийского праздника железнодорожников – 25 июня 1896 г. И в этом году ему, следовательно, 112 лет. Это был первый профессиональный праздник транспортников не
только в нашей стране, но и в Европе.
Напомним детали того далекого празднования, которое
проходило по всей железнодорожной сети России. В этот день «занятий в
центральных и местных железнодорожных учреждениях» не было. На крупных станциях
и вокзалах устраивали благодарственные молебствия. Особенно торжественно прошло
оно на набережной Фонтанки у дома 117, где тогда располагалось российское
Министерство путей сообщения. На торжество сюда пожаловали не только высшие
чины МПС, но и представители железнодорожных департаментов Министерства
финансов и Государственного контроля, которые работали в тесном контакте с МПС.
Перед началом богослужения настоятель церкви Института
инженеров путей сообщения протоирей Городцов обратился к присутствующим с
пастырским словом, в котором подчеркнул важность «установления всероссийского
празднества по всему ведомству железных дорог». При этом он выделил роль и
значение собравшихся «представителей великого всероссийского железнодорожного
дела», ответственных за тот рост и за то преуспевание, которого достигли
железные дороги в истекшее столетие...». И завершил протоиерей свое слово
мудрыми мыслями, смысл которых не устарел и сегодня: «Всякому служению должно
предшествовать знание, соединенное с любовию к своему делу. Чем больше любви и
понимания дела, тем оно лучше и успешнее совершается». Ну кто, положа руку на
сердце, не поддержит такое утверждение, с которым можно достойно пройти жизнь.
По сути, это высокоморальный девиз и нынешнего труженика.
Столичное торжество завершилось
праздничным обедом в Павловске на
Царскосельской дороге. Министр князь М.И.Хилков по поручению Николая II в
этот момент находился на линии Транссиба, всеми делами временно ведал директор
канцелярии министра, тайный советник И.С.Ермолов. Именно ему пришлось держать
речь на банкете. Начал он с тех самых слов, что так часто потом мы слышали:
«Наш праздник – это торжество труда!». Как видим, и в ХIХ веке признавали
важное значение работы железнодорожников, их непрерывный днем и ночью в любую
погоду упорный труд.
После Октябрьской революции о профессиональном празднике
железнодорожников не вспоминали почти 20 лет. И это понятно – из-за совпадения
его c днем рождения императора он был просто упразднен, как и все царские
праздники.
Замечательную традицию в СССР возродили
лишь в 1936 г. Знаменательно, что
и на этот раз праздник тружеников стальных магистралей стал первым
профессиональным праздником в Стране Советов. Правда, его официальное название
на момент учреждения звучало несколько иначе.
В 18 ч. в заполненном до отказа Зеленом театре начинался
праздничный митинг, который транслировался на всю страну – тогда это было
новинкой. На нем присутствовали нарком путей сообщения, начальники дорог,
лучшие люди транспорта. Митинг проходил на высоком подъеме, звучали речи,
здравницы. Так широко в стране до той поры не отмечали ни один профессиональный
праздник. По сообщениям прессы, около 300 тыс. человек побывали в парке имени
Горького. Практически весь громадный и так любимый тогда парк принадлежал
железнодорожникам: после торжественной части веселились допоздна. Парк просто
звенел песнями, у всех на слуху были прекрасные лирические мелодии наших
композиторов-песенников о родной стране, ее столице, светлом будущем, что
виделось где-то совсем близко. Весь вечер в аллеях и на набережной Москвы-реки
играла музыка, под задорную медь духовых оркестров ноги сами просились в круг
танцующих. Словом, праздник с его многочисленными зрелищами, турнирами, цирком,
Тогда, в период индустриализации железнодорожный транспорт приобрел решающее
значение. Экономика еще не была отлажена, народное хозяйство нередко работало с
перебоями, транспортный конвейер давал сбои, не выполнялся план перевозок угля
и хлеба, срывалась доставка грузов для металлургии. Центральные партийные
органы в те годы задействовали весьма эффективный рычаг идеологического и
хозяйственного воздействия: проведение всесоюзных совещаний рабочих и
стахановцев. Ряд таких совещаний транспортников состоялся в Кремле, на них
приглашались со многих дорог лучшие паровозники, путейцы, движенцы, работники
заводов транспорта, вагонники, связисты. Совещания эти проходили по-деловому,
вопросы решались действенно. Именно здесь - наряду с конкретными предложениями
- и прозвучали мысли о Дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых
усилий во славу Родины. После ряда встреч с руководителями партии и
правительства появилось долгожданное постановление за подписью М.И.Калинина:
«... Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской,
Ленинской, им. Л.М.Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно
в годовщину приема железнодорожников руководителями партии и правительства 30
июля – «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза».
Через несколько лет постановлением СНК СССР от
9 июля 1940 г. было решено «перенести празднование Всесоюзного дня
железнодорожника в 1940 г. на ближайший выходной день (воскресенье) – 3
августа. В будущем установить празднование
Дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца». С
этой поры первое воскресенье августа и стало красным днем календаря для
железнодорожников страны.
Так как этот день был объявлен всенародным праздником, то и
подготовка к нему шла по всему Союзу. Но центральными площадками были два
столичных парка – имени Горького и Сокольники. Основное торжество проходило на
открытом воздухе, среди цветов, в Зеленом театре парка имени Горького,
вмещавшего 20 тыс. зрителей. При входе в парк гостей встречали поднятые
«крылья» бутафорских семафоров: путь открыт, празднику зеленая улица! На
центральной площади парка было смонтировано состязаниями спортсменов
«Локомотива», встречами с любимыми артистами, писателями и поэтами удался на
славу.
Но мирная созидательная жизнь нашей страны была нарушена вероломным
нападением фашистских захватчиков. В День железнодорожника 3 августа 1941 г. по
инициативе ряда дорог был проведен массовый воскресник. В нем приняли участие
свыше 1,5 млн. железнодорожников. Заработанные в тот день средства были
перечислены в фонд обороны. На все годы войны и последующего восстановления
народного хозяйства День железнодорожника для страны стал днем особо ударного
труда, направленного на восстановление и подъем разрушенного войной
транспорта. Что же касалось
празднования Дня железнодорожника в последующие, мирные годы, то многое стало
жестко регламентироваться, какая-то живинка и непосредственность пропали. Хотя
в Москве по-прежнему торжественные заседания МПС
СССР и ЦК профсоюза железнодорожников обычно проходили в лучших залах столицы:
во Дворце спорта Центрального стадиона им. В.И.Ленина, в Кремлевском Дворце
съездов, в Государственном концертном зале «Россия» или в родном ЦДКЖ. На сети
в железнодорожных клубах и Домах культуры проходили свои дорожные и
отделенческие празднования Дня железнодорожника. Запоминались они интересной
программой, хорошей выдумкой и талантом организаторов и участников.
|